10 главных демотиваторов в обучении детей. Их нужно знать в лицо, чтобы обезвредить.

10 главных демотиваторов в обучении детей. Их нужно знать в лицо, чтобы обезвредить.
Рубрика: Без рубрики
Автор:
17.05.2019
315
Час читання: 5 минут

Естественное стремление к знаниям у ребенка очень легко отбить. Например, ребенок хочет высказаться, а учитель не дает ему этого сделать. Мол, молчи, нет времени на разговоры. Или, когда родители не отвечают серьезно на вопросы, беспокоящие детей. После нескольких «пустых» ответов ребенок уже ничего не будет спрашивать, его взгляд станет равнодушным.

Главные демотиваторы в обучении и развитии детей нужно знать в лицо, и понимать, как можно снизить их значимость или вообще убрать из жизни вашей семьи. Светлана Залужная, директор и соавтор школы DEC life school, определила 10 основных «врагов» мотивации у детей, и рассказывает, как можно обезвредить каждый из них.

Демотиватор 1. Перенасыщенная программа обучения и отсутствие свободы выбора у ребенка

Я часто сталкиваюсь с убеждением родителей в том, что чем плотнее график занятий ребенка в школе и вне ее, тем эффективнее он проводит время. На самом деле детям, как младшего, так и старшего школьного возраста, необходимо свободное время, потому что это их время для саморазвития. Жить при жестком расписании и при очень насыщенной программе обучения – это верный путь к потере креативности, самостоятельности и интереса к поиску нового у ребенка. У него пропадает запрос на то, что ему может быть интересным, поскольку запрос появляется при дефиците активностей, а не при их избытке.

В жизни взрослого человека есть «надо» и «хочу», и сбалансировав эти сферы жизни взрослый чувствует себя комфортно. Наши дети зачастую живут в режиме «надо», у них нет выбора, мало времени для «хочу». А возможность делать выбор для ребенка является очень важным элементом взросления и развития.

Что делать? Конечно, в чистом виде свободы и свободного выбора в жизни не бывает. И поэтому для гармоничного развития ребенка семье достаточно организовать «свободное время для саморазвития» в течение дня и предоставить ему возможность выбирать. При этом это может быть всего лишь выбор из двух опций, выбор «или-или». К примеру, родитель говорит ребенку, что спорт – это «надо». Но оставляет выбор за ребенком, будет это плаванье «или» танцы.

Демотиватор 2. У ребенка нет ответа на вопрос «Зачем?»

Я убеждаюсь в том, что часто в жизни семей нет места разговорам с ребенком о том, почему и зачем мы что-либо делаем. Это касается и обучения, и быта, и совместных поездок, и отпусков. Мы, родители, часто играем в повелительные понятия «так надо», «это тебе пригодится», «так делают все» и не выстраиваем у ребенка глубокое понимания предназначения и смысла наших действий. Ребенок не понимает «зачем» мы что-либо делаем.

Второй аспект – у ребенка нет позитивного примера для подражания. К примеру родители говорят, что читать – это хорошо, но при этом образа читающего родителя в семье нет. Либо, «учиться – это хорошо», и при этом родители действительно могут заниматься самообучением, но дети этого процесса не видят. Как ребенок может понять, что его мама или папа тоже развиваются? Что они тоже делают что-то из сферы «надо»? У ребенка не рождаются смыслы. А сейчас, когда ребенок живет в мире информационного перенасыщения, эти смыслы ему еще сложнее создать и принять.

Что делать? Показывать ребенку позитивные примеры, создавать образы для подражания своим поведением. Берите ребенка с собой на работу, на тренировки, на развивающие события и много разговаривайте с ним о том, что происходит, почему и зачем. Давайте своим детям смыслы через демонстрацию применения знаний в реальной жизни. Такой супер-задачи, такого вызова не было до этого ни у одного поколения родителей. Нам придется быть первопроходцами.

Демотиватор 3. Непонимание взрослыми природы ребенка, его сильных сторон, зон развития и интересов

У каждого ребенка, не зависимо от его возраста и пола, есть своя природа. Ребенку важны три вещи: 1) иметь выбор, 2) чувствовать себя взрослым и 3) чувствовать и осознавать свой прогресс, развитие. И по сути, каждый родитель хочет от своего ребенка этого же. Просто у детей и у взрослых разные стратегии достижения желаемого. Как правило, у учителей традиционной школы нет задачи распознать природу ребенка, нет физической возможности наблюдать за ним, вести беседы, выстраивать отношения, анализировать его поведение. Для того, чтобы понять сильные стороны ребенка и зоны его развития необходимо проводить не только системные диагностики в школе. Чтобы увидеть связи, между тем, как ребенок проявляется в разных ситуациях и определить его индивидуальные паттерны принятия решений и действий, чтобы понять, на что ребенок опирается, что он хочет, а чего избегает, нужно проводить очень много времени в наблюдении за ним. Комплексное исследование характера ребенка (и в учебных ситуациях, и в лагере, и в быту, и на отдыхе) – это верный ключ к тому, чтобы найти его глубинную мотивацию к обучению и подобрать программу, которая учитывает особенности личности ребенка.

Что делать? Родителю необходимо находить максимум времени для общения с ребенком, исследовать его жизнь с разных сторон и наблюдать. Нужно задавать много вопросов. К примеру, не просто спрашивать: «Как твои дела в школе?», а подобрать 15-20 вопросов, ответы на которые дадут вам представление о том, что на самом деле происходит с вашим ребенком в школе. Также важно общаться со всеми людьми, которые взаимодействуют с вашим ребенком. Это могут быть учителя, тренеры, ваши соседи, инструкторы в секциях, его друзья. Люди, которые взаимодействуют с вашим ребенком, обладают уникальными знаниями о нем. Регулярно получая обратную связь о них, вы сможете понять природу своего ребенка, узнать о его сильных сторонах характера и зонах развития, о том, что его действительно интересует.

Демотиватор 4. Отсутствие индивидуального подхода в обучении и развитии

Индивидуальная траектория развития и обучения ребенка должна опираться на самого ребенка. Обучение по стандарту МОН является лишь частью этой траектории.  Нужно поставить ребенка, с его возможностями, особенностями характера, склонностями и интересами в центр внимания, и вокруг него выстраивать все элементы образовательной траектории. Это и академические знания, полученные в школе, и дополнительные программы развития, и курсы, и посещение лагерей, и поездки с родителями, и обучение с репетиторами, и занятия с индивидуальным ментором. Все эти элементы продвижения по индивидуальной траектории обучения и развития ребенка приведут к достижению ожидаемого результата.

Что делать? Никто не станет лучшим менеджером образовательной траектории для ребенка, чем сами родители. Ни одна школа, даже самая лучшая, не закроет всех потребностей ребенка. И ограничиваться ресурсами одной школы сегодня просто неразумно, так как во всех развитых городах страны предлагается огромное количество развивающих программ и продуктов для детей.

Демотиватор 5. Отсутствие значимого взрослого

Я являюсь сторонником «Теории привязанности» Ньюфелда. Привязанность к родителям формируется с самого раннего возраста ребенка. И самым значимым взрослым для любого ребенка является родитель и члены семьи. И даже когда в подростковом периоде дети теряют близкую связь с родными, она потом все равно восстанавливается. Наличие у ребенка значимого взрослого из круга семьи, в лице учителя, или тренера, или старшего брата (сестры) – это по сути его ощущение безопасности и отсутствие у него страхов. Если ребенку есть, на кого опереться, если он знает, что можно к этому человеку прийти, чтобы обсудить любую проблему, и быть принятым – тогда ему не страшно идти вперед, пробовать, делать ошибки и развиваться. Обучение – это же не простое заучивание какой-то информации, оно строится на опыте, который предполагает ошибки. Школа занимает времени в жизни ребенка, поэтому важно чтобы и в школе был такой значимый взрослый.

Что делать? Задача родителей – окружать ребенка сильными личностями, и быть внимательными к тем, кого дети выбирают в качестве своих значимых взрослых вне семьи.

Демотиватор 6. Критика и давление

Критика и давление попросту отбивают любую охоту развиваться. Как стратегия для мотивации она имеет очень краткосрочную перспективу. В коротком забеге, может и сработать, но в долгую – это путь в никуда. Если ребенок постоянно подвержен критике и давлению, то у него формируются негативные установки относительно самого себя: «я не такой», «я не умею», «я не знаю», «я не могу».

Что делать? Напрочь исключите критику в адрес ребенка и давление, потому что они, как ничто другое, отдаляют от мотивации учиться и познавать мир. Замените ее на конструктивную обратную связь. Не говорите ему, что он делает не так. Лучше проговорите с ним, как вы хотели бы, чтобы ребенок поступал в той или иной ситуации.

Демотиватор 7. Устаревшая форма передачи знаний

Всем учителям и родителям надо признать тот факт, что сегодня дети получают информацию о мире в другой форме: когда быстро, когда весело, когда ярко. Благодаря телевидению, интернету, гаджетам, аниматорам на днях рождения, дети окружены именно такой формой передачи информации. Поэтому им очень сложно получать знания в формате фронтального обучения и через учебники.

Что делать? Это не означает, что у ребенка не должно быть более «рутинной» формы работы с информацией, ведь это часть предстоящей взрослой жизни. Но разбавлять ее другими формами: игровыми, мультимедийными, событийными, онлайн-обучением – мы уже обязаны. По-другому современные дети не могут эффективно усваивать учебную информацию.

Демотиватор 8. Никто не учит учиться

Мы должны признать, что у детей сегодня нет достаточных навыков самостоятельной работы. Даже выполнение домашнего задания часто делается под давлением родителей или учителей. Ребенок не знает, как ему учиться самому: как спланировать процесс, как поделить на части материал, как оценить свое время на выполнение работ, как контролировать успевание. Никто этому их не учит. Кроме того, никто не помогает обучаться быстрее и эффективней. Задача современной школы – научить детей учиться самостоятельно. И более того, самостоятельно себя мотивировать к обучению, знать себя, знать, что конкретно меня мотивирует.

Что делать? Вводить в домашних условиях основные элементы самостоятельного обучения: планирование, мониторинг прогресса, умение отслеживать время, умение доводить начатое дело до конца. Не обязательно это делать в ситуациях обучения. Решение бытовых задач может помочь ребенку научиться элементам самостоятельной работы. К примеру, по чек-листу можно планировать с ребенком день, или процесс сбора в школу, или уборку комнаты и совместное приготовление пирога по рецепту.

Демотиватор 9. Оценивание без контекста

Сама по себе цифровая оценка прогресса ученика – это не такое большое зло, если у нее есть контекст. Оценка должна быть следствием разговора учителя и ребенка о его прогрессе. Часто оценка ставится учителем субъективно и без пояснения. Низкая оценка может означать многое и разное: «плохо вел себя на уроке», «ничего не знает» (как правило, такого не бывает), «не выполнил домашнее задание» или «перебивал учителя на уроке». Критично важно доносить конкретный смысл цифровой оценки до ребенка.

Что делать? Если вы учитесь в традиционной школе с системой цифровых оценок, научитесь обсуждать с вашим ребенком эти оценки. Как хорошие, так и плохие. Поинтересуйтесь, что именно ему нравится или не нравится в тои или ином предмете, нравится или не очень ему преподаватель, попросите дать ребенка объяснение каждой оценки. Если вы, как родитель, будете знать, какие факторы являются для ребенка мотивирующими, вы сможете помочь ему подтянуть и те предметы, в которых его успех не столь очевиден. В нашей школе мы ушли от цифрового оценивая учеников – мы уверены в том, что это недостаточно полный показатель прогресса ребенка, не дающий ни ребенку, ни его родителям полного понимания того, что с ребенком происходит в школе. Мы используем комплексную обратную связь.

Демотиватор 10. Отсутствие регулярной и конструктивной обратной связи

В нашей стране нет культуры работы с обратной связью: ее нет не только в сфере обучения, но в бизнесе, и политике и в любой другой сфере. Конструктивная обратная связь означает, что мы не делаем критических суждений. В общении, будь то с ребенком, будь то с учителем, мы доносим не свои эмоции по отношению к ситуации, а информацию о том, что важно именно для нас, чего мы хотим в этой ситуации. Без критики, давления и «ярлыков». Регулярность обратной связи также важна: чем чаще вы как родитель даете свою обратную связь и запрашиваете ее в ответ, тем будет меньше негативных эмоций, стресса и желания уйти от «неприятной темы».

Что делать? Выстраивайте с вашим ребенком живое общение с помощью регулярной и созидательной обратной связи, чтобы ему не приходилось надевать удобные для вас «маски» и показывать только те свои стороны, которые вы, как родитель, хотите видеть.

Подготовлено для интернет-портала “Childbrand”

Підпишіться на розсилку