Что такое альтернативные школы и как они устроены в мире

Что такое альтернативные школы и как они устроены в мире
Рубрика: Новости
Автор:
10.04.2019
50
Время чтения: 1 минута

Источник: © Ivona.bigmir.net

Дети сами выбирают предметы, формируют расписание, собеседуют учителей, тестируют новейшие технологии, играют на гитаре и гоняют в футбол, познают мир и при этом наслаждаются учебой. Уроки как праздник жизни – это и есть главная задумка альтернативных школ.

Наталья Тарченко, специалист по альтернативному образованию, мама троих детей, делится с Ivona своими знаниями в этом вопросе:

“Ученики в центре всего. Их эмоциональное созревание куда важнее, чем академическая нагрузка. Такой подход в образовании завоевывает популярность по всему миру. Но есть ли у него перспективы в Украине? Вот уже 20 лет ежегодно в разных странах проходит международная конференция IDEC, которая поднимает вопросы демократического образования. Ее организовывает главный реформатор и идеолог такого подхода Яков Хект. В прошлом году он собрал более 500 участников из разных уголков мира у себя на родине, в Израиле. В свое время Яков сам не окончил школу из-за своего диагноза – дислексии. А в 19 лет поехал в Summer Hill, первую успешную альтернативную школу в Великобритании, которая появилась еще 100 лет назад. Не зная ни слова по-английски, он стажировался там несколько месяцев. Тогда Яков понял, что хочет основать такие учреждения и в своей стране, ведь они помогут познать этот мир любым детям. Сегодня в Израиле действуют уже 26 государственных демократических школ. В первой из них, в Хедере, учится 500 детей. Реформы Якова закрепились на государственном уровне.

Такие школы будущего работают как настоящие комьюнити. Тут есть свой парламент и комитеты, состоящие из детей и взрослых. Ученики утверждают кандидатуру учителя, и лишь потом собеседование с ним проводит руководство школы. Программу на год дети тоже составляют, исходя из своих интересов. Наука, футбол, музыка, что угодно – главное, по желанию. Основной принцип демократического образования  в том, чтобы не давить на детей и не ломать их.

Эмоциональное созревание – это не пустой звук. Учитывая, к чему готовы дети в том или ином возрасте, позже мы получим личностей, которые будут знать, чего хотят от жизни. Ведь именно тогда школа становится территорией свободы, а не мучений, которые могут попросту сломать ребенка. Вместе с этим родителей просят не путать демократию с анархией. В школе есть свои правила поведения. Но больше всего родители беспокоятся, что их чада попросту будут отлынивать от уроков. Но это не так. Дети постоянно хотят узнавать что-то новое – это закон эволюции. Один из идеологов новаторского подхода к образованию, преподаватель Ньюкаслского университета Сугату Митро доказал, что детям иногда и вовсе не нужен учитель. Самый популярный его эксперимент — “дырка в стене“. В деревне на юге Индии, откуда Сугату родом, он вмуровал в стену несколько ноутбуков, подключенных к интернету. В течение трех недель возле компьютеров постоянно собирались дети, которые понятия не имели, что это за устройство, и сами разбирались, как пользоваться интернетом. Этот трюк исследователь повторил в сотне других сел и городков Индии. И результат был одинаковый: дети самостоятельно осваивали машину буквально за неделю. Для этого им необязательно нужен был учитель. Если у детей есть интерес к чему-то, они изучат предмет без посторонней помощи.

В Украине также есть профессионалы, которые понимают, что система образования устарела. Они инициируют реформы. На их реализацию требуются годы. А когда наша компания DEC решила открыть альтернативную школу DEC life school в Киеве, то мы поняли, что начинать стоит именно с обучения родителей. Наша миссия — объяснить базовые принципы такого подхода во всем мире и рассказать, что такое возможно и в Украине. Современный мир говорит нам: для школы не нужны стены. Все это в прошлом. Сам город может стать платформой для обучения, когда дети перемещаются из лаборатории в бизнес-центр, оттуда – в хаб и потом домой. А наша гиперопека над детьми может сильно навредить. Опираясь на собственный опыт, я не устаю каждый день убеждать родителей: просто поверьте в своих детей и отбросьте страхи. И помните, развитие поколений неизбежно, и очень важно прислушиваться к мнению вашего ребёнка. Некоторые психологи утверждают, что для современных детей практикующаяся система образования является устаревшей, а для их развития и вовсе токсически вредной.

Не пропустите другие интересные статьи, подпишитесь: DEC life school в facebook

Подпишитесь
на рассылку