«Твердые» VS «гибкие» навыки: что важнее для успеха ребенка в непредсказуемом будущем?

«Твердые» VS «гибкие» навыки: что важнее для успеха ребенка в непредсказуемом будущем?
Рубрика: Без рубрики
Автор:
04.06.2019
128
Час читання: 5 минут

Когда ребенок приходит в этот мир, нельзя утверждать, что он – «белый лист бумаги», ведь у него уже есть и определенные черты характера, и потенциал, и свои задачи в этой жизни. С момента рождения он начинает постоянно развиваться, осваивать новые навыки и умения, а впоследствии – знания. Развитие происходит настолько быстро, что, зачастую, мы даже не успеваем заметить, как в маленькой личности появляются новые навыки, и как-то проконтролировать этот процесс.

Мы, как родители, не можем быть точно уверенными в том, какую профессию выберет ребенок, какой личностный путь развития у него будет. Более того, в современном непредсказуемом мире мы даже не знаем, какие профессии будут существовать в будущем. Искусственный интеллект и роботизация меняют мир профессий и трансформируют его. Уже сегодня большинство процессов выполняют роботы и машины, что значительно облегчает нашу жизнь и мотивирует развивать новые компетенции, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда.

Так как же помочь ребенку реализовать свой потенциал в будущем в условиях этого быстро меняющегося мира? Какие новые навыки и компетенции действительно понадобятся ребенку через 10 лет? Аналитическое и логическое мышление? Или все же креативность, коммуникабельность и эмоциональный интеллект?

Для того чтобы точно ответить на эти вопросы, необходимо знать, какими будут наиболее востребованные навыки в будущем, как «твердые» (еще «рациональные», «профессиональные» или «hard»), и какие – «гибкие» (еще «личностные качества »или« soft »).

«Твердые навыки» – это когнитивный интеллект, традиционные академические знания, технические умения, эрудиция, математическое, логическое, историческое и географическое мышление, умение действовать по определенному алгоритму. То есть все, что ребенок получает при изучении дисциплин в школе и за ее пределами. «Твердые» навыки можно легко измерить количественно, благодаря тестам различных уровней сложности и профильным экзаменам.

Это «горизонтальное развитие человека», которое определяется уровнем IQ, и в современном мире уже не является конкурентным преимуществом, однако является очень важным фундаментом. Поэтому полностью отказаться от развития «твердых» навыков у ребенка мы не можем, несмотря на то, что в современном мире большинство из них уже освоили компьютеры, которые, например, легко обрабатывают большие объемы данных по определенному алгоритму.

Опыт нашей школы показывает, что для эффективного освоения детьми «твердых» навыков с детства, нужно дать им возможность проявлять свою заинтересованность различными предметами, независимо от возраста, и не строго в соответствии с учебной программой школы. Находите ответы на вопросы, которые дети задают, вместе, используя различные источники знаний. Поддерживайте их любознательность и никогда не говорите своим детям, что им что-то «еще рано знать», ведь это часто их демотивирует. Ведь по своей природе дети хотят чувствовать себя взрослыми. В общем, попробуйте создать такое взаимодействие с ребенком, чтобы он знал, что он может спросить родителей о чем угодно, и не волноваться о вашей реакции.

Однако нельзя в современном мире ограничиться освоением этой группы навыков, ведь мы живем в социуме, в котором должны каждый день общаться с большим количеством людей, взаимодействовать и работать в команде для создания творческого качественно нового продукта. Здесь на помощь хорошей базе из знаний приходят «гибкие навыки». Это – социальные, эмоциональные и этические компетенции, которыми ребенок овладевает благодаря качественному взаимодействию с семьей, социумом и миром в целом. Это «вертикальное развитие человека», которое интегрирует эмоциональные, духовные и социальные типы интеллекта. Все типы интеллекта заложены в ребенке от рождения, но только их сбалансированное развитие позволяет человеку сделать реальный стремительный скачок в своем развитии, найти свое предназначение и место в жизни, быть творцом своей жизни. Рассмотрим важнейшие из них:

Адаптивность – это гибкость в принятии решений, умение находить оптимальное решение в любой жизненной ситуации. Этот навык важен как для ребенка, так и для взрослого человека, ведь современный мир очень быстро меняется и всегда приносит новые вызовы. Часто мы попадаем в ситуации, в которых раньше никогда не были, мы не знаем, как поступить, боимся попробовать и ошибиться, опираясь на прошлый опыт. В целом у детей адаптивность развита лучше, чем у взрослых, ведь они еще не имеют такого большого количества отрицательного опыта. Поэтому в школе мы стараемся только помочь ребенку сохранить этот навык, работая с его неуверенностью в работе с чем-то новым. В школе, как и в реальной жизни, возникают учебные и бытовые ситуации, благодаря которым ребенок учится преодолевать свою неуверенность, находить решения и обращаться за помощью.

Дайте возможность детям самостоятельно решать жизненные ситуации без вашей помощи. Просите их о помощи во время уборки в доме, приготовления пищи, оплаты в магазине, и в общении с администратором в гостинице во время путешествия. Ставьте перед ними задачи, которые они никогда не выполняли ранее. Это позволит не только развить самостоятельность, а и почувствовать ценность себя как личности.

Креативность – способность мыслить нестандартно и предлагать креативные варианты решения конкретных проблем. На рынке труда сейчас большой спрос на «креативных» людей, которые способны «рожать» новые идеи и создавать оригинальные продукты или решения. В DEC life school преподаватели развивают в детях креативность, находя для этого пространство и возможности на уроках, на прогулках, во время проектной работы и студий. Дети постоянно находятся в творческой среде и могут экспериментировать. Они часто удивляют нас своими «изобретениями», сочетая предметы и материалы, которые нам, взрослым, не пришло бы в голову совместить.

Если вы хотите развить в ребенке креативность, создайте дома творческое пространство, где он имел бы возможность экспериментировать. Не останавливайте его «творческий инсайт», когда вдруг в пустой бутылке он увидит ракету, а из коробки из-под пиццы смастерит летающую тарелку. Предложите ребенку вести блокнот для своих «гениальных идей», который он сможет всегда брать с собой, а потом – воплощать в жизнь записи.

Критическое мышление – это способность делать беспристрастные выводы, анализируя различные точки зрения. Взрослым очень часто трудно увидеть проблему с разных сторон, ведь они ориентируются на собственный жизненный опыт, а детям – потому что не могут услышать точку зрения другого. Для детей естественно задавать много вопросов и ставить под сомнение факты, которые произошли. Именно это мы используем при развитии критического мышления у наших учеников, а именно через навык «умение задавать вопросы».

Итак, чтобы развить критическое мышление у ребенка, дайте ему возможность задавать вопросы, сомневаться и отделять факт от события. Это ярко можно продемонстрировать на исторических событиях, которые в разных книгах описаны по-разному. Предложите ребенку записать на листочке факты, произошедшие в его жизни, и попросите родных и друзей окрасить их эмоционально, вспомнить, как эти факты повлияли на них. Так ребенок сможет увидеть, что у каждого человека есть свои воспоминания и точка зрения, которая может существенно отличаться от его собственной. Также опыт нашей школы свидетельствует о том, что этот важный навык хорошо отрабатывается на уроках дебатов и философии.

Эмоциональный и социальный интеллект – это личностные качества, которые помогают человеку понимать и принимать себя и взаимодействовать с другими, осознавая их эмоции и потребности. Среди них: саморегуляция, эмпатийность, дружелюбие, коммуникабельность, лидерские качества, умение работать в команде и организовывать ее.

В расписании наших учеников есть рефлексия – время, когда они могут поделиться своими мыслями и эмоциями, которые получили за день. Рефлексия помогает не только подводить итоги прожитого в школе дня, но и услышать других и поблагодарить их.

Развивать эмпатию, дружелюбие и коммуникабельность нам помогает метод ненасильственного общения. Мы часто проводим медиации конфликтов с привлечением преподавателя, где учим детей озвучивать свои эмоции и потребности, и формулировать просьбы к собеседнику.

Лидерские качества и умение работать в команде нам помогают развивать игры. Для каждого возраста они – разные. Младшие студенты часто придумывают собственные игры со своими правилами, играя разные роли. Подростков больше интересуют стратегические игры, где нужно продумывать ходы и взаимодействовать с командой. На уроках учителя разных предметов используют настольные игры, некоторые из них они разрабатывают самостоятельно. В процессе игры информация усваивается очень быстро и легко, ведь у большинства детей игровая деятельность является ведущей.

Родителям хочу посоветовать чаще общаться со своим ребенком, спрашивать его, как прошел день, положить начало традиции рефлексии дома, например, во время ужина. Предложите ребенку вести «дневник эмоций», в который он сможет записывать все свои чувства. Играйте с ребенком в разные игры и качественно проводите время, начните «Family day», который позволит побыть вместе.

Life long learning – это более чем навык, это философия обучения в течение всей жизни. Наше обучение и личностное развитие начинается не в стенах школы или университета, и не заканчивается за его пределами. Мы учимся на протяжении всей жизни, осваивая новые компетенции. Важно, чтобы ребенок понял это еще в детстве, и не прекращал познавать новое каждый день. Это понимание можно заложить в ребенке только собственным примером. Если ребенок видит, что его родители и учителя каждый день читают книги, посещают музеи, выставки или тренинги, он начинает понимать, что обучение – это часть их жизни.

Привлекайте детей к миру собственной профессии, берите с собой на работу и покажите, что именно вы делаете. Мы часто приглашаем в школу родителей наших студентов для того, чтобы они погрузили детей в мир профессии. Дети с увлечением слушают взрослого и задают много вопросов. Так у детей появляется желание освоить эту профессию и понять, что Life long learning действительно работает.

Итак, наш опыт в школе говорит о том, что «твердые» и «гибкие» навыки одинаково важны для развития личности, которая будет жить в непредсказуемом мире будущего. Они взаимодополняют друг друга и делают развитие ребенка комплексным. Однако родителям важно чувствовать, на каком этапе жизни какие навыки для ребенка более необходимы, а какими можно овладеть позже.

Підпишіться на розсилку